В распоряжении людей, склонных к манипулированию, огромный арсенал средств психологического давления: лесть и ложные посулы, запугивание и окрик. Однако они оказываются эффективными лишь в тех случаях, когда партнер не имеет сильной воли или подвержен воздействию со стороны более сильного противника. Научиться твердо возражать - важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.
Слово "НЕТ" зачастую является лучшим средством экономии сил и времени партнеров по общению. Следует отметить огромный вред, приносимый людьми, которые вопреки своим желаниям соглашаются выполнять многочисленные обязанности без учета возможных расходов сил и времени.
Подробно разбирая многочисленных внутренних врагов человека большинство специалистов по общению предлагает людям провозгласить личную декларацию независимости, отстаивая свои права на собственные вкусы.
Автор книги "Если я говорю: «нет», я чувствую себя виноватым" Мануэл Смит предлагает целый набор приемов для того, чтобы защищаться от людей, стремящихся спровоцировать у вас чувство вины. Одним из средств активной обороны является метод "сломанной пластинки".
В качестве примера он приводит типичную ситуацию в магазине, когда недовольный покупатель хочет вызвать для разговора заведую¬щего отделом. В ответ на обычные в таком случае попытки продавца помешать вашей беседе с заведующим (ваша просьба многократно иг¬норируется; вам сообщают, что начальник занят; в ваш адрес допуска¬ются саркастические замечания) Смит рекомендует не поддаваться на провокации и повторять в разных вариантах фразу: "Я прошу вызвать заведующего отделом". Автор книги гарантирует успех этого приема.
Возможно затем вы будете удивлены, обнаружив, сколько значительно улучшаются ваши позиции, как только вы научитесь говорить "НЕТ".

ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОТКАЗАТЬ БЕЗБОЛЕЗНЕННО

1. "Я восторгаюсь Вами"
Этот прием предполагает перед отказом проговорить следующие фразы: "Я так рад, что вы обратились именно ко мне", "Я искренне восхищаюсь вами, но мои планы не позволяют мне принять ваше предложение" и т.п..
2. "Прекрасное предложение"
Эти слова можно упаковать в следующие фразы: "Это замечательное предложение, но я не могу воспользоваться им сейчас". "Прекрасная идея, но, боюсь, мне придется пока от нее воздержаться". Облекая свой отказ в позитивную форму, вы не вызываете тем самым у партнера чувства обиды, а слова "сейчас" или "пока" оставляют возможность для дальнейшего взаимодействия.
3. "Мне надо подумать"
Во время общения практически не часто возникает такая ситуация, когда необходимо сразу же ответить "да" или "нет", поэтому целесообразно взять паузу для того, чтобы подумать. Благодаря уловке "Надо подумать" у вас появляется время, чтобы придумать подходящий предлог для отказа. Или использовать другой вариант: "Мне на это потребуется время". Если вы сразу не говорите "нет", тем самым вы смягчаете ситуацию отказа. Можно попробовать и такой вариант: "Мне очень хотелось бы сказать "да", но я не могу сделать это сразу. Дайте мне время, и я, может быть, что-нибудь придумаю", или "Я отвечу вам через 15 минут".
После этого быстро взвесьте все "за" и "против" и если вариант вас не устраивает, скажите "нет" и назовите главную причину отказа. При таком подходе партнер по общению понимает, что вы серьезно и с уважением отнеслись к просьбе.
4. "Потому что я вредный"
Хорошо, когда можно сказать "нет" с юмором. Неожиданный поворот всегда вызывает смех. Например: "я предполагаю, что вы думаете будто я говорю "нет", потому что я вредный. Что ж, это верно". Если вам удастся при этом рассмешить партнера, он охотно примет ваш отказ, но совершенно очевидно то, что прием целесообразен лишь ситуативно уместно.
5. "У нас это не получится"
Начните уверенно: "В пятницу встретиться совершенно невозможно". Это звучит как само собой разумеющееся и партнер не заметит, что причина не объяснена. Здесь уместно вспомнить и старинную мудрость: "Никогда не объясняйтесь". Во многих случаях взаимодействия лучше ничего не объяснять, особенно когда у вас нет бесспорного аргумента. Скажите просто: "Сейчас я никак не смогу выкроить время". Большинство людей в такой ситуации не требует объяснений, но если вас спросят, скажите: "Боюсь, что я ничего не могу для вас сделать".
6. "Я этим не занимаюсь"
Если вам предлагают участвовать в чем-либо, нарушая при этом этику, то можно ознозначно и категорично и в то же время любезно произнести: "Я этим не занимаюсь, извините", то есть твердо отказать.
7. "Я вам сочувствую"
Если партнер по общению начинает рассказывать вам о своих трудностях, то прежде всего нужно отнестись к ним с пониманием, но не более того, а именно: "Это действительно серьезная проблема, я понимаю" или: "Да, мне жаль, что у вас такие трудности" - и на этом решительно остановиться. Вы не обязаны никого выручать, если вам это не нужно. Можно сказать и так: "Да, плохо дело, но я надеюсь, вы непременно найдете выход". Если партнер пытается играть на ваших чувствах, заставляя вас сказать "да", реагируйте только на половину того, что вам говорят.
8. "Нет"
Иногда лучший способ отказать - это, как уже было отмечено выше, просто сказать: "нет". Категорический отказ иногда более приемлем потому, что он исключает ложное толкование ваших на¬мерений и причин. Такой отказ удерживает людей от неправильных шагов и напрасной траты времени. Помните, у вас всегда есть возможность сказать партнеру по общению "нет". В какую бы форму вы ни облекли свой отказ, вы имеете полное право сохранять свое время и защищать свои интересы. И вы редко должны объяснять причину отказа, если сделали это тактично, проявляя внимание к партнеру по общению, за исключением особых ситуаций, когда целесообразнее объяснить.
Следует помнить, что готовые рецепты не всегда срабатывают, нужен постоянный анализ ситуации и выбор той стратегии, которая работает на ваши намерения и ожидания, возможны и гибкие смены тактик. Какой бы безнадежной ни казалась ситуация в процессе общения, при желании сторон всегда можно найти возможное решение, проявляя определенную гибкость и маневренность: необходимо сдерживаться, когда очень хочется нанести ответный удар, выслушать, когда подмывает высказаться, задавать вопросы, когда уже готовы все ответы, преодолевать различия, когда хочешь настоять на своем, информировать, вместо того чтобы раздувать конфликт, и, наконец, говорить "да" или "нет" когда тебя принуждают к этому обстоятельства.